20 апреля 2024 года, суббота 01:50
В базе 55 000 документов За неделю добавлено +33

Форма экспертного заключения (педагогическая экспертиза учебника)

Документ относится к группе «Заключение». Рекомендуем сохранить ссылку на эту страницу в своем социальном профиле или скачать файл в удобном вам формате.

Приложение N 3 к Порядку формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования



                       Форма экспертного заключения
(педагогическая экспертиза учебника)

____________________________________________________________
(название, класс, авторский коллектив, издающая организация)

----------------------------------------------------------------------------------------------
¦1. Сведения об экспертной организации:                                                      ¦
+--------------------------------------------------------------------------------------------+
¦1.1. Наименование:                                                                          ¦
+--------------------------------------------------------------------------------------------+
¦1.2. Место нахождения:                                                                      ¦
+--------------------------------------------------------------------------------------------+
¦2. Сведения об экспертах:                                                                   ¦
+--------------------------------------------------------------------------------------------+
¦N п/п ¦                 Ф.И.О.                 ¦   Квалификация   ¦     Дополнительная      ¦
¦      ¦                                        ¦                  ¦       информация        ¦
+------+----------------------------------------+------------------+-------------------------+
¦  1   ¦                                        ¦                  ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+------------------+-------------------------+
¦  2   ¦                                        ¦                  ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+------------------+-------------------------+
¦  3   ¦                                        ¦                  ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+------------------+-------------------------+
¦3. На экспертизу представлены:                                                              ¦
+--------------------------------------------------------------------------------------------+
¦3.1.   Учебник                                 ¦Наименование и авторский коллектив:         ¦
+-----------------------------------------------+--------------------------------------------+
¦3.2.   Электронное приложение                  ¦Наименование и авторский коллектив:         ¦
+-----------------------------------------------+--------------------------------------------+
¦3.3.   Методическое пособие                    ¦Наименование и авторский коллектив:         ¦
+-----------------------------------------------+--------------------------------------------+
¦3.4.   Учебники, образующие завершенную        ¦Наименование всех учебников, образующих     ¦
¦       предметную линию учебников              ¦завершенную предметную линию:               ¦
+-----------------------------------------------+--------------------------------------------+
¦4. Форма представления учебника:                                                            ¦
+--------------------------------------------------------------------------------------------+
¦4.1. Учебник представлен в печатной форме      ¦                                            ¦
+-----------------------------------------------+--------------------------------------------+
¦N п/п ¦       Критерии экспертной оценки       ¦Экспертная оценка ¦       Примечание        ¦
¦      ¦                                        +------------------+                         ¦
¦      ¦                                        ¦ "да"  ¦  "нет"   ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦5. Общая краткая характеристика представленного материала                                   ¦
+--------------------------------------------------------------------------------------------+
¦5.1   ¦Состав и полнота представленных         ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦материалов:                             ¦       ¦          ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦      ¦представлен учебник                     ¦       ¦          ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦      ¦представлено электронное приложение к   ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦учебнику                                ¦       ¦          ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦      ¦представлено методическое пособие для   ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦учителя                                 ¦       ¦          ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦      ¦представлены учебники, образующие       ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦завершенную предметную линию учебников  ¦       ¦          ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦5.2   ¦Представленное издание является         ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦учебником                               ¦       ¦          ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦5.3   ¦Наименование учебника соответствует     ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦названию учебного предмета или          ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦предметной области федерального         ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦государственного образовательного       ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦стандарта соответствующего уровня       ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦образования                             ¦       ¦          ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦5.4   ¦Представленное методическое пособие     ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦является методическим пособием к        ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦экспертируемому учебнику                ¦       ¦          ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦6. Педагогическая экспертиза содержания учебника                                            ¦
+--------------------------------------------------------------------------------------------+
¦6.1   ¦Учебник принадлежит к завершенной       ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦предметной линии учебников              ¦       ¦          ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦6.2   ¦В содержании учебника не выявлены       ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦сведения, противоречащие Конституции    ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦Российской Федерации, федеральному      ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦законодательству                        ¦       ¦          ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦6.3   ¦Содержание учебника обеспечивает        ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦достижение требований ФГОС по           ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦формированию:                           ¦       ¦          ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦      ¦личностных результатов                  ¦       ¦          ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦      ¦предметных результатов                  ¦       ¦          ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦6.4   ¦Содержание учебника обеспечивает        ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦формирование навыков самооценки и       ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦самоанализа учащихся                    ¦       ¦          ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦6.5   ¦Содержание учебника способствует        ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦развитию мотивации к учению             ¦       ¦          ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦6.6   ¦Содержание учебника способствует        ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦интеллектуальной и творческой           ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦деятельности учащихся                   ¦       ¦          ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦6.7   ¦Содержание учебника способствует        ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦реализации системного подхода в обучении¦       ¦          ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦6.8   ¦Содержание учебника способствует        ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦формированию патриотизма, любви и       ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦уважения к семье, Отечеству, своему     ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦народу, краю                            ¦       ¦          ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦6.9   ¦Содержание учебника способствует        ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦толерантному отношению к представителям ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦различных религиозных, этнических и     ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦культурных групп, учит межнациональному ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦и межконфессиональному диалогу          ¦       ¦          ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦6.10  ¦Содержание доступно и понятно учащимся  ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦независимо от пола, национальности и    ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦места жительства, учитывает особенности ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦данной возрастной группы                ¦       ¦          ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦6.11  ¦Язык изложения учитывает особенности    ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦данной возрастной группы                ¦       ¦          ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦6.12  ¦Методический аппарат учебника           ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦обеспечивает овладение приемами отбора, ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦анализа и синтеза информации на         ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦определенную тему                       ¦       ¦          ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦6.13  ¦Методический аппарат учебника           ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦обеспечивает наличие и достаточность    ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦проверки и самопроверки усвоения        ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦учебного материала                      ¦       ¦          ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦6.14  ¦Методический аппарат учебника           ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦обеспечивает и формирует навыки         ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦смыслового чтения                       ¦       ¦          ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦6.15  ¦Методический аппарат учебника           ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦обеспечивает навыки самостоятельной     ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦учебной деятельности                    ¦       ¦          ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦6.16  ¦Методический аппарат учебника           ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦обеспечивает умение использовать        ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦профессиональную терминологию           ¦       ¦          ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦6.17  ¦Методический аппарат учебника развивает ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦критическое мышление                    ¦       ¦          ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦6.18  ¦Методический аппарат учебника развивает ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦способность аргументированно высказывать¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦свою точку зрения                       ¦       ¦          ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦6.19  ¦Методический аппарат учебника           ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦предоставляет возможность организации   ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦групповой деятельности учащихся и       ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦коммуникации между участниками          ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦образовательного процесса               ¦       ¦          ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦6.20  ¦Методический аппарат учебника           ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦обеспечивает применение полученных      ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦знаний в практической деятельности,     ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦индивидуализации и персонализации       ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦процесса обучения                       ¦       ¦          ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦6.21  ¦Учебник содержит задания для организации¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦учебно-исследовательской и проектной    ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦деятельности учащихся                   ¦       ¦          ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦6.22  ¦Текстовой материал соответствует нормам ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦современного русского языка,            ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦государственных языков республик        ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦Российской Федерации, языков народов    ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦Российской Федерации                    ¦       ¦          ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦6.23  ¦Текст предоставляет возможность         ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦"расширения" информационного поля       ¦       ¦          ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦6.24  ¦Изложение учебного материала            ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦характеризуется структурированностью    ¦       ¦          ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦6.25  ¦Изложение учебного материала            ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦характеризуется систематичностью        ¦       ¦          ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦6.26  ¦Изложение учебного материала            ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦характеризуется последовательностью     ¦       ¦          ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦6.27  ¦Изложение учебного материала            ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦характеризуется разнообразием           ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦используемых видов текстовых и          ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦графических материалов                  ¦       ¦          ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦6.28  ¦Язык изложения понятен, соответствует   ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦возрастной группе, для которой          ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦предназначен учебник                    ¦       ¦          ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦6.29  ¦Содержание и структура электронного     ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦приложения соответствуют структуре и    ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦содержанию учебника в печатной форме    ¦       ¦          ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦6.30  ¦Структура и содержание методического    ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦пособия соответствует структуре и       ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦содержанию учебника                     ¦       ¦          ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦6.31  ¦Завершенная линия учебников принадлежит ¦       ¦          ¦                         ¦
¦      ¦к системе учебников                     ¦       ¦          ¦                         ¦
+------+----------------------------------------+-------+----------+-------------------------+
¦7. Общий вывод                                                                              ¦
+--------------------------------------------------------------------------------------------+
¦7.1   ¦Учебник рекомендован к включению в      ¦                  ¦                         ¦
¦      ¦федеральный перечень учебников,         ¦                  ¦                         ¦
¦      ¦рекомендуемых к использованию при       ¦                  ¦                         ¦
¦      ¦реализации имеющих государственную      ¦                  ¦                         ¦
¦      ¦аккредитацию образовательных программ   ¦                  ¦                         ¦
¦      ¦начального общего, основного общего,    ¦                  ¦                         ¦
¦      ¦среднего общего образования             ¦                  ¦                         ¦
-------+----------------------------------------+------------------+--------------------------

Эксперт                                     /_____________________________/
(подпись)

"__" __________ 2013 г.

Эксперт                                     /_____________________________/
(подпись)

"__" __________ 2013 г.

Эксперт                                     /_____________________________/
(подпись)

"__" __________ 2013 г.

При  проведении  экспертизы  учебника  исключен  конфликт  интересов  между
экспертом и заказчиком экспертизы учебника.

Руководитель экспертной организации         /_____________________________/
(подпись)

"__" __________________ 2013 г.

Место печати экспертной организации


Источник - Приказ Минобрнауки России от 05.09.2013 № 1047